Эппл против «ящика» Пандоры
Самая страшная новость, которые можно услышать в техно-индустрии – это «Эппл входит на ваш рынок», сказал некогда один из авторов All Things D Джон Паковски. Теперь эту новость узнали основатель Пандоры Тим Вестергрен и ее исполнительный директор Джо Кеннеди. Сейчас они имеют около 75% рынка интернет-радио, вложили в этот бизнес около 10 лет и потому, хотя и беспокоятся, но умеренно. Как и аналитики. В итоге новость может оказаться замечательной для пользователей, желающих иметь доступ к любой музыке когда и где угодно.
Интернет-радио – достаточно тяжелый бизнес. Сервис Пандора, несмотря на огромную популярность, не является прибыльным из-за огромных гонораров правообладателям песен. После новостей о том, что Эппл ведет переговоры с крупными звукозаписывающими компаниями о запуске собственного музыкального потокового сервиса, акции Пандоры упали почти на 17%.
Эппл при создании собственного интернет-радио имеет интерес не только в деньгах, и даже если бы оно стоило расположенному в Купертино калифорнийскому мастодонту порядка $100 млн в год, тот вряд ли бы ощутил потерю. Эппл зарегистрировал прибыли за последние 12 месяцев на более $50 млрд. Пандора же за последний год потеряла почти $30 млн из $340 млн дохода.
Для Эппла запуск музыкальных потоковых сервисов может оказаться одним из недостающих паззлов в стремлении контролировать экосистему цифрового мультимедиа, отметил журналист CNBC Джон Форт. Эппл стремится построить цифровую среду, в которой его пользователи чувствуют себя комфортно. В некоторых из этих сфер Эппл добился большего успеха, чем в других. Новый потоковый сервис будет работать на всех продуктах Эппла, но не на мобильных девайсах под Андроидом. Если этот сервис радио онлайн окажется успешным, он будет мотивировать отказаться от последних в пользу продукции Эппла на iOS.
Пандору новости тревожат, но не кажутся ей катастрофическими. Один факт, что Эппл обсуждает этот бизнес, подчеркивает ценность платформы Пандоры, считает аналитик компании Stifel Nicolaus Джордан Рохан. С другой стороны, огромный рынок интернет-радио может вместить несколько игроков. Сейчас доля Пандоры на нем составляет порядка 75%, компания имеет соглашения с более десятью автопроизводителей, включая БМВ, Форд, Хонду и Тойоту.
Пандора десятилетие работала на лидерство в сфере интернет-радио, совершенствовала свою оригинальную платформу, Music Genome Project – первый сервис, предложивший музыку в соответствии с предпочтениями пользователя. Усилия Эппла в этой сфере, в частности, «гениальная» интеграция iTunes, выглядят не столь успешными.
Эппл мог просто купить Пандору вместо того, чтобы противостоять небольшой компании с доминирующим положением на рынке, но это не в его стиле. Стив Джобс предпочитал создание собственных технологий внутри компании. В итоге интерес Эппла в сфере интернет-радио позитивен для пользователей, желающих иметь доступ к музыке, где и когда хотят. Уже существуют технологии, позволяющие создавать гигантские «облачные» библиотеки всей оцифрованной музыки с доступом к ним в любом месте. За онлайн-музыкой будущее, интерес Эппла – лишнее доказательство. Только представить, что может сделать эта компания для интернет-радио.