Роботы учатся понимать «человеческий язык» и контекст
В Массачусетском технологическом институте создано ПО робота, управляемое голосовыми командами на обычном языке. Мало того, оно запоминает контекст команды и в следующий раз исходит из него. К примеру, ему можно один раз объяснить простым языком, что «перекус» – это еда, она находится в коробке, и в следующий раз на просьбу «дай перекусить» он сделает именно то, что требуется.
Роботы и компьютеры сильны в сложных задачах, но у них пока есть серьезные проблемы с пониманием обычного языка. Простейшее, на наш взгляд, предложение пойти в соседнюю комнату требует от робота понимания, где комната и где он сам, не говоря о сложности маршрута с множеством поворотов и препятствиями на пути.
В MIT создан алгоритм ComText («commands in context», команды в контексте), запоминающий свойства и связи объектов. Алгоритм формирует как семантическую, так и эпизодическую память. Материальным «носителем» алгоритма стал популярный в среде разработчиков робот Бакстер с парой роборук и камерами. Он легко справился с задачей доставки «перекуса» после первого объяснения, «что к чему».
В дальнейшем создатели алгоритма надеются обучать алгоритм пониманию более абстрактных понятий и фактов. Например, команда дать еду в контексте лежащих на столе печеньях и сахаре не должна привести к попытке накормить человека сахаром (это не еда, а ее компонент или добавка).
Правда, человеческий язык помогает не всегда. К примеру, робота Фабио уволили из шотландской сети супермаркетов Margiotta менее чем через неделю, хотя он просто пленил коллег и клиентов сети своим чувством юмора. Фабио – представитель японского семейства модели Пеппер, нашедшей себе широкое применение в разных сферах труда. «Братья» неудавшегося продавца-консультанта доставляют пиццу, водят экскурсионные группы, консультируют клиентов. Фабио в свои первые рабочие дни покорял всех шутками и предложением обняться. А с более простыми для людей задачами у него не получалось. Бывало, кто-нибудь не мог найти пиво или сыр, спрашивал у Фабио – и наш «капитан очевидность» говорил, что пиво стоит в секции алкоголя, сыр – в холодильнике и не мог добавить к этому ничего. Кроме того, Фабио отвлекал внешний шум в супермаркете, и покупателям приходилось несколько раз повторять вопросы. После провала на первом рабочем месте Фабио перевели в мясной отдел, оставив одну простую задачу – предлагать разные виды мяса. Но автоматизация учета рабочего времени показала: Фабио обслуживал пару клиентов за время, которого хватало обычным продавцам на дюжину.
Дата публикации: 2017-08-31
Источник:
N+1
Теги: программирование, роботизация